Смазка кулеров

РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Классификация кулеров


Из ранее изложенного очевидно, что кулеры подразделяются по категориям:

По назначению:

1-    Блока питания

2-    Центрального процессора

3-    Видеокарты (графического редактора)

4-    Корпусные

По типу и материалу радиатора:

1. Пассивные системы (без вентилятора).

 –Это радиатор (алюминиевый или медный)

2. Активные системы.

а)- Это связка «радиатор+вентилятор» = кулер. Материал радиатора (алюминиевый или медный)

б)- Это термотрубки+радиатор+вентилятор=кулер.

Термотрубки-по конструкции это герметичные цилиндры, частично заполненные теплоносителем. Внутри цилиндра находится другая трубка, сделанная в виде капилляра.

Работает термотрубка следующим образом: в нагретой области теплоноситель испаряется, его пар переходит в охлаждаемую часть термотрубки и там конденсируется – а конденсат по капиллярной внутренней трубке возвращается в нагретую область.

Главное преимущество термотрубок состоит в высокой скорости теплопрообмена.

3. Системы жидкостного охлаждения.

В качестве жидкости в таких системах (трубки не показаны) чаще всего применяют дистиллированную воду с добавлением спирта (для борьбы с образованием «зелени») или антифриз.

4.-Термоэлектрические системы. (система Пельтье)

Представляют собой пару пластин, контактирующих с системой полупроводников. В результате прохождения тока определенной полярности через полупроводниковые переходы, одна из пластин охлаждается и служит радиатором, а вторая нагревается и используется для отвода тепла.

По габаритам:

Практически в каждом системном блоке имеются определенные изготовителем места под штатные и дополнительные кулеры. Точки их установки как правило идентичны, хотя существуют отличия в том числе и в размере монтажных отверстий. На сегодняшний день как правило кулеры корпуса и блока питания могут выпускаться двух основных типоразмеров: 80 и 120 мм. (диаметр лопастей).

 

Разница существенная – при одной и той же скорости вращения (а значит и шума от скорости проходящего воздуха) кулер размером 120 мм "проталкивает" через себя на 33.3% больше воздуха, чем 80 миллиметровый.  Это очень существенная добавка количества воздуха для системного блока! Однако, любые достоинства имеют и свои недостатки. Так как кулеры 120мм большие размером,  на их изготовление уходит больше материалов, также они труднее поддаются балансировке при изготовлении, то, само собой разумеется, они и дороже. Для раскрутки большей массы лопастей и создания стабильного потока воздуха необходимо и большее усилие, а это значит - большая сила тока от блока питания, более мощные обмотки двигателя кулера. Кроме того, часто кулеры от недобросовестных производителей плохо отбалансированы, и дают вибрацию, что негативно сказывается на пайках, контактах плат и рано или поздно это даст о себе знать.

По типу применяемых подшипников:

1-    Подшипник (втулка) скольжения.

Самый простой и дешевый из подшипников. Раньше пользовался немалой популярностью у производителей благодаря низкой себестоимости и простоте изготовления. Это обычная бронзовая или пластиковая  втулка, стальной вал ротора закрепляется в ней с помощью пластикового стопорного кольца, дополнительно к этому втулка закупоривается резиновой или пластиковой пробкой, которая не дает вытекать смазке из зазора вал-втулка. Но такая конструкция имеет множество недостатков.

Так как между внутренней поверхностью подшипника и валом имеется небольшой зазор, во время вращения вал крыльчатки «дребезжит» внутри подшипника. Со временем в результате такого биения отверстие подшипника приобретает форму эллипса вместо окружности. В итоге повышается уровень шума. Так же высыхает или вытекает через пробки смазка оси, подрабатываются втулки, и шум становится все сильней и сильней, до дребезжания и подвывания трущихся деталей. Не обращать на это внимания нельзя – рано или поздно, если смазка отсутствует - кулер заклинит.

Если это кулер центрального процессора или видеокарты, то при стечении обстоятельств Вам придется покупать не только новый кулер, но и новый процессор или видеокарту.

2.-Комбинированные - с одним подшипником - качения, в качестве второго – втулка скольжения.

В такой конструкции подшипник скольжения (втулка) играет лишь вспомогательную роль (выступает в качестве своеобразной опоры). Основная нагрузка ложится здесь на шариковый подшипник. И так как трение качения меньше трения скольжения, пуск двигателя облегчается.

Биения вала также гасятся подшипником качения, и вероятность возникновения эллипсности втулки уменьшена.

Но остается проблема утечки масла из зазора между валом и втулкой, которая может снизить  обороты крыльчатки и повысить шум кулера.

3.-С двумя подшипниками качения (как правило - шариковые)

Два шарикоподшипника отлично дополняют друг друга, дают легкий старт двигателя и устойчивое вращение крыльчатки. Потребляемая мощность у них, как правило, меньше, чем на комбинированном подшипнике или подшипнике скольжения. Кулеры на двух подшипниках качения нетребовательны к смазке, и долговечны.

Еще одно преимущество — кулер на двух подшипниках качения представляет собой сбалансированную конструкцию. Распорная пружина, устанавливаемая, на валу между подшипниками сглаживает биения вала, и взаимно компенсируют два подшипника качения.

По способу подключения:

1-     С помощью 2-контактного разъема питания без контроля скорости и без регулировки оборотов. (обычно блок питания и видеокарта)

2-     С помощью 3-контактного разъема питания с контролем скорости без регулировки оборотов (обычно – видеокарта, и  дополнительные для охлаждения северного или южного моста)


 

3-     С помощью стандартного 4-контактного разъема питания (типа "MOLEX" молекс) без регулировки оборотов вращения. Как правило – это корпусные кулеры.

 

 

4-     С помощью 4-контактного разъема питания с контролем скорости и регулировкой оборотов в зависимости от температуры. (обычно на центральном процессоре)

 

предыдущая  стр.                             следующая стр.

Реклама
Здесь может быть Ваша реклама!!!
Поиск
Яндекс.Метрика